Для большинства из нас, людей вполне здоровых и независимых, проблемы инвалидов зачастую кажутся слишком далекими и чуждыми, недостаточно актуальными. Происходит это потому, что те возможности и блага, которые человеку со специфическими потребностями даются с огромным трудом, порою недоступны, в жизни полноценная личность воспринимает как должное, не придает им особого значения. Мы привыкли видеть, слышать, ходить, заниматься любимыми делами, совсем не осознавая того, что рядом существуют и хотят жить настоящей жизнью тысячи людей с физическими, сенсорными отклонениями, а ведь они многого попросту лишены. Сегодня около 10% всего населения мира (650 миллионов человек) являются инвалидами. Три миллиона из них проживают на территории Украины, в России - от 10 млн до 15 млн. По данным Программы развития ООН (ПРООН), на долю развивающихся стран приходится 80 процентов людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, встретить сегодня человека на коляске или с палочкой в метро, на улице можно нечасто. Причина - неприспособленность окружения к специфическим требованиям таких людей. Это обязывает инвалидов искать и находить решение возникающих проблем самостоятельно, с помощью всевозможных средств, одним из которых является компьютер. В последнее время во всем мире произошло осознание роли информационных технологий в общественном развитии, поэтому проблема формирования информационной культуры личности человека с ограниченными возможностями приобрела особое значение. Однако насколько готов принять цифровой мир инвалида, какие возможности в вопросах развития и самореализации предоставляет ему технический и технологический прогресс? Роль IТ в образовании и трудоустройстве инвалидов Одним из самых важных компонентов комплексной реабилитации инвалида, обеспечивающей человеку с ограниченными возможностями определенного рода самостоятельность и независимость, является обучение. Согласно данным ЮНЕСКО, сегодня более 90% детей с особенными потребностями в развивающихся странах не посещают школу. Половина из всех проживающих на территории России инвалидов - трудоспособного возраста. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство людей с ограниченными возможностями живут за чертой бедности. Причины - недостаточный уровень обеспечения их со стороны государства, отсутствие возможности получения интересной и высокооплачиваемой работы. Проблема поиска рабочих мест обусловлена несколькими факторами: неимение у людей необходимых знаний и навыков, нежелание работодателей иметь дело с инвалидами. С точки зрения экономиста, государственным и социальным структурам намного выгоднее предоставить инвалидам возможность получения соответствующих профессиональных знаний, поиска достойной работы, нежели вести политику поддержания особого морального настроя и своевременного предупреждения депрессий и самоубийств. Как говорится, выгоднее и проще научить человека добывать пищу, нежели кормить его всю жизнь. Сегодня из 100 инвалидов получить высшее образование удается только двум абитуриентам. Большинство отечественных вузов аргументирует свое нежелание сотрудничать со студентами-колясочниками или инвалидами по слуху банальной неприспособленностью программ и несоответствием условий обучения специфическим требованиям инвалидов. Тем не менее, как показывает опыт вузов других стран, наиболее эффективным способом решения этих вопросов является использование в учебном процессе компьютерных систем. Трудно поверить, но сегодня более 70% людей с ограниченными возможностями, живущих в Норвегии, Голландии, Финляндии получают профессиональное образование именно с помощью информационных технологий. Среди наиболее распространенных методик обучения инвалидов с применением IT можно выделить: дополнительное обучение - организация объединениями инвалидов или работающими в этой сфере организациями обучающих тренингов, семинаров и курсов; раздельное обучение - подготовка специалистов в специализированных учреждениях; интегрированное обучение - инвалиды обучаются наравне с обычными студентами или слушателями; дистанционное обучение - реализуемый посредством современных технологий коммуникации и интернета тип обучения, который предусматривает удаленное взаимодействие преподавателя и учащегося. Каждая из этих методик имеет свои преимущества и недостатки, однако, судя по данным экспертных оценок и статистики, наиболее эффективным для людей с ограниченными возможностями является применение IТ именно в рамках дополнительного обучения. Наряду с вышеперечисленными методами обучения, широкой популярностью в нашей стране пользуются компьютерные центры. На данный момент в России действует около ста учреждений, предлагающих людям с ограниченными возможностями услуги бесплатного обучения, как компьютерной грамотности в целом, так и по специальностям. На протяжении долгого времени популяризация таких организаций во многом зависела от доступности технологий, средств, программного обеспечения. Сейчас, к счастью, компьютер уже не является дорогим удовольствием, позволить которое себе могут только обеспеченные люди. К слову, некоторые компьютерные центры в России и Европе предоставляют возможность реабилитации посредством обучения не только взрослым, но и детям-инвалидам. Для этого используются специальные программные комплексы, игры. Согласно данным Международного института инвалидности, в США использование компьютерных технологий в образовании людей с ограниченными возможностями способствует повышению успеваемости студентов на 50%, а также улучшает усвоение материалов на 30%. Кроме специализированных компьютерных классов и центров, услуги обучения инвалидам предоставляют центры занятости, университеты и институты. Ниже представлен перечень государственных и негосударственных вузов России и Украины, имеющих опыт работы со студентами-инвалидами: Открытый международный университет развития человека "Украина", Киев (www.vmurol.com.ua) Русский гуманитарный интернет-университет (РГИУ) (www.i-u.ru) Московский государственный социально-гуманитарный институт (МГСГИ) (бывший Московский государственный гуманитарный институт-интернат), 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, д.49 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ) (www.bmstu.ru) Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ), (121151, Москва, Резервный Проезд, д. 10/12) Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых "РЕАКОМП" (www.rehacomp.ru) Московский педагогический государственный университет (МПГУ) (www.mpgu.ru) Российский государственный социальный университет (РГСУ) (www.rgsu.net) Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) (www.mgppu.ru) Московский социально-педагогический колледж (МСПК) (www.mgppu.ru/education/dovuz/college/) Московский государственный университет печати (МГУП) (www.mgup.ru) Московский институт иностранных языков (www.gaudeamus.ru) Московский государственный лингвистический университет (www.linguanet.ru) Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (www.rgotups.ru) Новосибирский институт социальной реабилитации (www.nstu.ru/isr/russian/) Российская академия предпринимательства (www.rusacad.ru) Челябинский государственный университет Министерства образования РФ (www.csu.ru) Интересно отметить, что недавно мэр Москвы Юрий Лужков объявил о готовности властей компенсировать плату за дистанционное обеспечение студентов-инвалидов в негосударственных высших учебных заведениях столицы. По его словам, сегодня уровень развития IТ предоставляет возможность таким людям учиться и работать на дому. В рамках этого проекта, студент будет самостоятельно оплачивать свое образование деньгами, которые предоставят ему городские службы. Затронем вопрос последующего трудоустройства инвалидов, получивших образование в вузах или специализированных центрах. По словам представителей Университета "Украина", большинство выпускников-инвалидов этого заведения сегодня трудоустроены. Тем не менее, в среднем по Украине и России показатель трудоустройства людей с ограниченными возможностями по специальности колеблется на уровне 40-62%. Такая же ситуация, кстати, наблюдается и на рынке труда США. Но в данном случае сравнивать результаты этих двух стран некорректно. В Штатах показатель, равный 40%, считается вполне удовлетворительным, у нас же - наоборот, и происходит это потому, что за рубежом нет квот, а у нас они присутствуют. Поэтому для того, чтобы создать для инвалида необходимые условия реабилитации и интеграции, обществу необходимо не только дать этим людям возможность научиться, но и в дальнейшем применить полученные знания на практике. Стремительное развитие средств коммуникации и интернета, наконец, позволило представителям многих профессий избавить себя от необходимости ежедневно ездить на работу. Бизнес и обязанности перекочевали в легкие переносные ПК, появились тысячи рабочих мест в Сети. Для инвалидов интернет открыл возможности не только доступа к любой информации, общения, обучения, но и работы в различных областях в удалённом режиме. В целом, среди наиболее удобных для людей с ограниченными возможностями (в частности, колясочников) и востребованных специальностей в сфере IТ можно назвать следующие: оператор ПК; переводчик; веб-разработчик; художник компьютерной графики; администратор сети; дизайнер. В то же время, говоря о состоянии рынка труда для инвалидов и привлекательности профессий в том или ином регионе, стране, нужно учитывать множество специфических факторов, включая конъюнктуру рынка, состояние экономики и другие. Сегодня в базах данных вакансий и резюме можно найти десятки предложений вроде "Работа в интернете на дому". Вдобавок ко всему прилагается обнадеживающая информация о достойной оплате труда, простоте рабочего процесса, минимальных затратах времени. Основываясь на личном опыте, хотелось бы посоветовать заинтересовавшимся быть бдительными и осторожными. Для начала - лучше несколько раз все проверить и подумать, стоит за это браться или нет. Самый быстрый способ - прочесть отзывы пользователей и удостовериться в существовании и авторитете организации-работодателя с помощью любого поискового сервиса. Технологии для инвалидов: сделать жизнь интереснее и проще Человек является существом общественным, обществом созданным и от него зависимым. Такое определение в большинстве случаев можно отнести ко всем людям, в частности, инвалидам. В особой мере эта зависимость от общества проявляется у индивида тогда, когда ему приходится проводить день за днем, жить в инвалидном кресле и в четырех стенах. Являясь частью общества, человек с ограниченными возможностями имеет полное право как на самореализацию, так и на реализацию себя в обществе. Один из способов, средство достижения этого - коммуникация. Основными инструментами коммуникации для миллиардов людей в наше время является мобильная связь и ПК. Несмотря на многообразие моделей мобильных устройств, представленных сегодня на рынке, некоторым инвалидам, к сожалению, тяжело выбрать подходящий и отвечающий личным требованиям аппарат. Об этом свидетельствуют результаты недавно проведенного организациями Shepherd Center и Georgia Institute of Technology социологического исследования в США. Тем не менее, мобильная связь среди людей с ограниченными возможностями сегодня пользуется большой популярностью. К примеру, в период с 2001 по 2007 годы число инвалидов-владельцев телефонов выросло с 72% до 85%. Три четверти опрошенных находят свои аппараты простыми и удобными в использовании, однако многим из них хотелось бы иметь доступ к некоторым специфическим функциям и сервисам. Среди них: возможность вызова помощи в случае чрезвычайного происшествия, усовершенствованные функции голосовой связи, обмена текстовыми сообщениями. Также инвалиды выражают заинтересованность в разработке мобильных устройств, совместимых с современными слуховыми аппаратами. Очень интересное решение для плоховидящих и слепых мобильных пользователей недавно представили инженеры организации knfb Reading Technology. Речь идет о программном комплексе Reader Mobile. ПО, совместимое со смартфоном Nokia N82, предоставляет человеку возможность мгновенного распознавания печатного текста и его озвучивания в режиме реального времени. Владельцу нужно лишь навести камеру телефона на объект (письмо, меню в ресторане, страница книги или газеты, документ, надпись на улице, пометка) и щелкнуть на кнопку спуска. Далее комплекс действует по принципу распознавания текста обычным сканером и сразу же его озвучивает. Интересно отметить, что Reader Mobile позволяет слепому человеку также определять валюту, сохранять тысячи страниц текста или картинок. К недостаткам Reader Mobile можно отнести совместимость только с телефоном Nokia N82 и высокую стоимость (около $2000). Очевидно, для стабильной работы системы необходима мощная аппаратная база мобильного аппарата и 5-Мп камера с ксеноновой вспышкой. Остается надеяться, что подобные комплексы вскоре станут доступны и нашим пользователям, получат поддержку большего количества моделей смартфонов и телефонов. Если инвалид-колясочник может использовать для работы, учебы, развлечений обычный настольный ПК или ноутбук, то слепые люди этой возможности лишены. Для того, чтобы удовлетворить потребности слабовидящих людей, инженерам-разработчикам приходится создавать специфические устройства. По внешнему виду такие компьютеры во многом отличаются от привычных для обычного пользователя систем - здесь нет ни монитора, ни мыши. Совсем недавно дизайнер Джонатан Лукас представил общественности прототип полноценного ПК Siafu для слепых. Модель выполнена в форм-факторе планшета с несколькими кнопками и поверхностью из специального материала, именуемого "magneclay". Magneclay представляет собой намагниченную субстанцию, которая под воздействием электромагнитного поля способна менять свою форму, генерировать объемные изображения, преобразовывать текст на дисплее в шрифт Брайля. Отметим, что Magneclay не имеет стабильной молекулярной структуры, поэтому этот материал можно безо всякого риска подвергать деформации бесчисленное количество раз. В то же время, во время воздействия на субстанцию электромагнитного поля, Magneclay сохраняет достаточную для прикосновения жесткость, поэтому её можно не стесняясь ощупывать, сколько потребуется. Siafu также оснащен микрофоном для общения или ввода информации. Будем надеяться, что новинка все же поступит в продажу по доступной цене. Вслед за Siafu надежду людям с ограниченными возможностями зрительного восприятия дала корпорация Sony, представив прототип телевизора-компьютера SandBox PC. Так же, как и разработка Джонатана Лукаса, SandBox PC представляет собой планшет со специальной поверхностью. Особенностью устройства является операционная система Zen, которая позволяет выводить на активную поверхность компьютера информацию шрифтом Брайля и объемные изображения. Нужно сказать, что SandBox PC все еще находится на стадии концепта, и пока неизвестно, суждено ему попасть на рынок или нет. Сегодня на помощь людям с ограниченными возможностями приходят не только компьютеры, телефоны, но и беспроводные технологии. К примеру, технология беспроводной связи Bluetooth, с помощью которой мы каждый день передаем с телефона на телефон музыку, картинки, недавно позволила инвалиду войны в Ираке Джошуа Блейллу (Joshua Bleill) снова встать на ноги. Американец стал участником эксперимента, в ходе которого тестировались оснащенные двигателями и датчиками протезы. Bluetooth дает возможность координировать состояние моторов, делает движения при ходьбе более слаженными и плавными. Использование технических средств, реализованных в таких протезах, снижает нагрузку на мышцы и позволяет инвалиду чувствовать себя комфортнее во время пеших прогулок. Настоящим сюрпризом для американских инвалидов-путешественников стал анонс компанией BarZ оригинального GPS-навигатора GPS Ranger, отличающегося от большинства представленных на рынке моделей поддержкой функции сурдоперевода. Новинка будет призвана заменить электронные путеводители для прогулок по территории национальных парков и заповедников США. Помимо определения маршрута и предоставления информации о местонахождении пользователя, электронные путеводители позволяют получить доступ к интересной аудиоинформации о местности. С GPS Ranger у слабослышащих или глухих людей теперь появится возможность узнать о том или ином месте с помощью языка жестов или же посредством субтитров. Особенностью новинки также является поддержка большого количества языков. По словам представителей компании-изготовителя, обновление баз данных производится ежедневно. Что же, такое решение не мешало бы взять на заметку разработчикам автомобильных устройств навигации и ПО. Будем надеяться, что вскоре GPS-устройства с функцией сурдоперевода появятся и на отечественном рынке. Источник...
|